08:00 - 10:00

Регистрация участников, приветственный кофе

Налоговая реформа: завершить или остановить? Итоги настройки налоговой системы

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в этом году принят целый пакет изменений в законодательство о налогах и сборах, основной целью которого была донастройка действующей налоговой системы. Предполагается, что после вступления в силу этих изменений, основные параметры налоговой системы будут зафиксированы минимум на ближайшие 6 лет.
По ряду направлений в законодательство внесены масштабные изменения, в то же время многие нормы остались неизменны. Очевидно, что учесть пожелания всех групп интересов вряд ли возможно, всегда останутся недовольные новыми правилами функционирования налоговой системы, не оправдавшими чьи-то ожидания.
Вместе с тем, ключевая цель проводимой перенастройки налоговой системы – найти баланс между обеспечением сбалансированности бюджетной системы и созданием стимулов для экономического роста.
Однако, существует ли она - идеальная налоговая система, и куда нам необходимо двигаться через 6 лет?
Какой опыт зарубежных государств необходимо учесть в российской налоговой политике? Как добиться баланса фискальной и стимулирующей функций налогообложения?

08:00 - 10:00

Регистрация участников, приветственный кофе

Перспективы российской экономики и финансовых рынков

При поддержке Bloomberg


Панельная дискуссия на высоком уровне, посвященная анализу глобальных, макроэкономических, геополитических и регулятивных проблем, влияющих на российские рынки капитала.

Разговор с Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым и Мэром Москвы С.С. Собяниным

Пленарная сессия

Инвестиции в развитие инфраструктуры: потенциал частного финансирования

Одной из ключевых предпосылок повышения долгосрочных темпов роста российской экономики является увеличение объема инфраструктурных инвестиций. Более высокая обеспеченность инфраструктурой способствует увеличению производительности других факторов производства и, следовательно, вносит вклад в повышение потенциальных темпов роста. В частности, инвестиции в инфраструктуру создают условия для снижения издержек по уже существующим и реализованным инвестиционным проектам, роста экспортных возможностей и вовлечения России в международную кооперацию, а также для развития и реализации человеческого капитала. Вместе с тем международные сопоставления показывают отставание России по наличию и качеству инфраструктуры как от стран ОЭСР, так и от ряда развивающихся экономик. Таким образом, в настоящее время очевидна потребность российской экономики в развитии и улучшении инфраструктуры.
Как можно оценить потребность в инфраструктурных инвестициях в российской экономике? Какие виды инфраструктуры наиболее востребованы сегодня? Какие меры системного характера необходимо предпринять, чтобы обеспечить «инфраструктурный прорыв»? Как привлечь частный капитал в инфраструктурные проекты?

Механизмы реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом национальных целей и стратегических задач развития

Решение комплексной задачи повышения качества жизни населения вне зависимости от места проживания, являющейся одним из приоритетов Стратегии пространственного развития Российской Федерации, неразрывно связано с реализацией национальных целей, отраженных в 204-м Указе Президента Российской Федерации: обеспечением устойчивого экономического роста и расширением его «географии», снятием инфраструктурных ограничений, содействием реализации конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации, повышением мобильности населения, доступности современных социальных услуг: здравоохранения и образования, повышением качества среды проживания.
Как обеспечить дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития различных типов территорий с учетом особенностей систем расселения, транспортной доступности, динамики развития экономики, других факторов пространственного развития?
Как увязать приоритеты пространственного развития и инвестиционную политику?
Какие финансовые механизмы могут быть применимы для реализации комплексного плана развития магистральной инфраструктуры?
Как использовать «пространственный фильтр» для повышения эффективности государственных и частных инвестиций?
Перспективы функционирования особых режимов предпринимательской деятельности.

Новые вызовы в социальной сфере, обеспечивающие достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года в сфере образования и культуры

Национальные проекты в сфере образования и культуры как потенциальные драйверы социально-экономического развития страны, создающие фундамент для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышения уровня жизни граждан, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

Фискальные инициативы: адаптация нефтегазовой отрасли к работе в новых условиях

Завершение нефтегазового налогового маневра предусматривает равномерное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, с равнозначным повышением ставки НДПИ, а также введением отрицательного акциза на нефть для балансировки интересов бюджета, нефтяной отрасли и потребителей внутреннего рынка.
Одновременно с законодательством об отмене экспортных пошлин был принят закон, устанавливающий основные параметры пилотного проекта по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Целью всех этих изменений является создание стабильных и транспарентных условий (механизмов) для повышения эффективности работы нефтегазовой отрасли.
Достаточно ли принятых мер для достижения поставленных целей? Получат ли бюджет и отрасль долгожданную стабильность налогового режима или предстоят привычные ежегодные изменения?
Темы для обсуждения: Завершение налогового маневра и переход к рентному налогообложению. Доходы бюджета, экономический эффект для бизнеса, переход к единому топливному рынку ЕАЭС. Влияние завершения налогового маневра на модернизацию российских НПЗ и обеспечение внутреннего рынка качественным топливом. Демпфирующая поправка, возможности по стабилизации цен на внутреннем рынке и улучшения экономики продаж моторного топлива в России. Введение НДД, сроки и периметр пилотного проекта, возможности его расширения.
Дополнительные меры стимулирования разведки и добычи: вычеты расходов на ГРР с повышающим коэффициентом из базы по налогу на прибыль, введение аплифта при бурении новых скважин в Западной Сибири, стимулирование новых технологий.

Повышение производительности труда – национальный приоритет

В ближайшие 6 лет ключевым вызовом для российской экономики станет сокращение населения в трудоспособном возрасте и рост демографической нагрузки. В этих условиях единственный способ добиться значимого ускорения экономического роста – повышение производительности труда. Президентом Российской Федерации поставлена задача по увеличению производительности труда на крупных и средних предприятиях базовых отраслей экономики темпом не менее 5 % в год. Наряду с расширением и модернизацией производственных мощностей, ключевую роль здесь должно играть повышение эффективности бизнес-процессов. Сегодня в рамках приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» внедрение технологий «бережливого производства» на пилотных предприятиях позволило добиться впечатляющих результатов. Как распространить успешный опыт на другие предприятия и отрасли? Что нужно сделать, чтобы внедрить культуру непрерывного повышения производительности труда в масштабе всей экономики?

Новые вызовы в социальной сфере, обеспечивающие достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года в сфере демографии и здравоохранения

Разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.
Обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Цифровые государственные закупки

В настоящее время направление развития системы государственных закупок заключается в создании информационного пространства, которое позволит обеспечить заложенные в законодательстве принципы открытости и прозрачности. Такая задача может быть решена посредством использования электронных документов, единых классификаторов, единых первичных источников информации.
Минфином России ведется системная работа по совершенствованию механизмов осуществления закупок в целях повышения их эффективности.
Электронные закупки станут обязательными с 1 января 2019 года. При этом возможность осуществления таких закупок предусмотрена уже с 1 июля 2018 года. С ноября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок доступен Каталог товаров, работ, услуг. Его использование обеспечивает повышение прозрачности закупок, снижение коррупционных рисков и повышение эффективности контроля закупок.

Управление государственным долгом и развитие национального рынка капитала

Цели и принципы эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг, ориентированных на физических лиц.
Принципы и приоритеты государственной и муниципальной гарантийной поддержки.

Трансформация налогового и таможенного администрирования в цифровой экономике: новые возможности и вызовы

В эпоху прорывных цифровых технологий многие отрасли экономики претерпевают значительные изменения, крупнейшие компании во всем мире стремительно движутся в ногу с цифровым прогрессом, оптимизируя свои бизнес-модели.
Уже сейчас почти вся информация и бизнес-процессы оцифрованы, а финансовые транзакции в считанные секунды пересекают межстрановые и межконтинентальные границы. Это само по себе является вызовом для финансовых институтов в целом, налоговых и таможенных администраций в частности.
Администраторы доходов в целях защиты бюджетов должны действовать в авангарде новых тенденций, включая в орбиту налоговых и таможенных правоотношений прогрессивные инструменты, направленные на повышение эффективности взаимодействия B2G, включая его упрощение и сокращение временных затрат на процессы администрирования.
Как адаптировать законодательство к новым технологиям без ущерба для всех участников налоговых и бюджетных правоотношений? Как гармонично интегрировать таможенные и налоговые технологии в цифровую бизнес-среду налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности? Имеет ли свои ограничения потенциал бесконтактных технологий налогового и таможенного контроля? Возможно ли полное импортозамещение в информационных технологиях в отечественном госсекторе? Как эффективно реализовать адресное предоставление услуг налогоплательщикам и участникам внешнеэкономической деятельности?

Финансовый контроль и аудит как основа повышения качества управления общественными финансами

Финансовый контроль переориентируется на предотвращение нарушений и создание условий, в которых нарушение в принципе допустить невозможно.
В этих целях осуществляется автоматизация контрольных действий, важное значение придается действенным системам внутреннего финансового контроля и аудита.
Органы финансового контроля должны сменить формат деятельности: от «полицейского» контроля со штрафами за нарушения к «проактивному» контролю, позволяющему не допустить нарушение и дать рекомендации объекту контроля по повышению качества осуществляемого им финансового менеджмента.
Оценка качества финансового менеджмента органов власти. Совершенствование методов осуществления внутреннего финансового контроля и государственного финансового контроля. Взаимодействие подразделений внутреннего аудита с внешними контролерами.
Как повысить качество управления общественными финансами, используя возможности финансового контроля?

Межбюджетные отношения: выбор приоритетов

За последние годы система межбюджетных отношений претерпела значительные изменения. Подводя итоги проделанной работы по повышению эффективности межбюджетных отношений нельзя не отметить видимые положительные результаты, связанные в том числе с обеспечением сбалансированности региональных бюджетов. Но останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо двигаться дальше, работать больше.
Чтобы понять, как же должна развиваться система межбюджетных отношений в ближайшем будущем, следует ответить на ряд ключевых вопросов.
В настоящее время регионы перегружены текущими социальными расходами и им не хватает средств на инвестиции, в том числе, в рамках реализации майского
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Как высвободить ресурсы региональных бюджетов и направить их на обеспечение реализации задач, поставленных в майском Указе Президента?
Межбюджетные отношения как фактор, влияющий на пространственное развитие регионов.
Стимулирование регионов к росту экономического потенциала и собственных доходов: кого поощрить?
Управление государственным долгом субъекта как важнейший элемент государственной политики регионов.
Новая настройка разграничения полномочий между органами публичной власти.
Как возможно расширить механизм межбюджетного регулирования и создать стимулы для социально-экономического развития муниципальных образований?

Международное налогообложение в период внешних ограничений и глобального информационного обмена: принуждение к деофшоризации

Глобальные внешние вызовы стали причиной активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения.
Для России такие внешние вызовы обострены введенными экономическими санкциями со стороны ряда стран, необходимостью мобилизовать ресурсы для работы в имеющемся экономическом окружении.
В целях создания действенного механизма пресечения такой оптимизации в России с 2015 года принят целый пакет поправок по деофшоризации. Одновременно бизнесу дана возможность в безналоговом режиме перевести свои иностранные активы в Россию, не опасаясь при этом быть привлеченными к ответственности (механизм «амнистии капиталов»).
Кроме того, бизнесу также будет предоставлена возможность перевода в российскую юрисдикцию деятельности иностранных организаций в порядке континуитета (посредством регистрации в специально созданных административных районах). Для бизнеса, воспользовавшегося правом такого перевода, будет установлен налоговый режим, достаточно конкурентоспособный по сравнению с другими налоговыми юрисдикциями.
С 2018 года с внедрением международных стандартов обмена информацией российским налоговым органам будут доступны данные об активах в зарубежных странах, что позволит более эффективно противодействовать схемам вывода прибыли из России.
Будет ли оказано противодействие агрессивным механизмам налоговой оптимизации? Как повлияют принятые меры на ведение бизнеса в России? Была деофшоризация и амнистия правильными шагом, позволившим многим перевести активы в российскую юрисдикцию, не дожидаясь введения внешних ограничений или необходимы переосмысление и редизайн принятых мер для их эффективного применения в новых условиях?

Как придать новый импульс развитию малого и среднего бизнеса?

Опыт развитых стран говорит о том, что основу современной экономики сегодня формирует малый и средний бизнес. Между тем Россия существенно отстает от стран ОЭСР по показателям вклада малого и среднего предпринимательства в ключевые макроэкономические показатели. К 2025 году доля МСП в ВВП должна приблизиться к 40%, а число занятых в секторе – увеличиться до 25 миллионов человек. Как добиться поставленных целей? За последние годы была создана развитая инфраструктура поддержки МСП. Что еще необходимо сделать, чтобы придать новый импульс развитию предпринимательской инициативы?

Повышение страховой культуры и честное страхование: как обеспечить доверие страхователей, повысить доступность и качество страховых услуг

В настоящее время развитие страхового рынка осуществляется по экстенсивному пути при невысокой доле страховых премий в валовом внутреннем продукте. При этом практика навязывания заключения невостребованных страхователями договоров страхования при оказании иных финансовых услуг, проблемы с доступностью страховых услуг, в том числе по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отдельных регионах Российской Федерации, отсутствие предложения условий страхования, соответствующих спросу различных категорий потребителей, в том числе социально уязвимых, а также сложности с получением страховых выплат у страховщиков по наступившим страховым случаям подрывают доверие страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей к институту страхования и не способствуют долгосрочному устойчивому развитию страхового рынка.
Какие шаги следует предпринимать страховщикам и их союзам на пути укрепления доверия страхователей к страховой деятельности? Как развивать добровольные виды страхования, не вызывая у страхователей негативного отклика? Какова роль повышения финансовой грамотности в развитии страховой культуры?

Агломерации как центры экономического роста: механизмы финансирования

Ускоренное развитие городских агломераций является естественным процессом современного развития, характерным как для развитых стран, так и для развивающихся. Именно в агломерациях достигается необходимая концентрация людских, финансовых, научных и технологических ресурсов для создания новых точек роста, новых инновационных производств и идей.  В современном мире крупные городские агломерации во многом определяют конкурентоспособность национальных экономик, экономическая конкуренция между странами превращается в конкуренцию между крупнейшими городами.
В рамках поставленной Президентом Российской Федерации цели повышения производительности труда в России и обеспечения темпов роста выше мировых возникает задача поддержки «точек роста», которыми являются городские агломерации.
Как определить границы влияния и экономический потенциал городской агломерации? Как обеспечить ускоренное развитие агломерации? Какие проекты должны быть поддержаны в «точках роста»? Как должна быть устроена система управления городской агломерацией и реализуемыми на ее территории проектами?